Суббота, 18.05.2024, 14:16
Приветствую Вас Гость | RSS

Легенды джаза и рок-н-рола

Главная | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Джаз в СССР

Джаз-сцена зарождается в СССР в 20-е годы одновременно с её расцветом в США. Первый джаз-оркестр России был создан в Москве в 1922 г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем В. Парнахом и носил название «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». [3]Первым профессиональным джазовым составом, выступившим в радиоэфире и записавшим пластинку считается оркестр пианиста и композитора Александра Цфасмана (Москва). Ранние советские джаз-банды специализировались на исполнении модных танцев (фокстротчарльстон).

В массовом сознании джаз начал приобретать широкую популярность в 30-е, во многом благодаря ленинградскому ансамблю под руководством актёра и певцаЛеонида Утёсова и трубача Я. Б. Скоморовского. Кинокомедия с его участиемВесёлые Ребята (1934) была посвящена истории джазового музыканта и имела соответствующий саундтрек (написанный Исааком Дунаевским). Утёсов и Скоморовский сформировали оригинальный стиль «теа-джаз» (театральный джаз), основанный на смеси музыки с театромопереттой, большую роль в нём играли вокальные номера и элемент представления.

Заметный вклад в развитие советского джаза внёс Эдди Рознер — композитор, музыкант и руководитель оркестров. Начав свою карьеру в Германии, Польше и других европейских странах, Рознер переехал в СССР и стал одним из пионеров свинга в СССР и зачинателем белорусского джаза. Важную роль в популяризации и освоении стиля свинг сыграли также московские коллективы 30-х и 40-х гг., которыми руководили Александр Цфасман и Александр Варламов. Джаз-оркестр Всесоюзного радио п/у А.Варламова принял участие в первой советской телепередаче. Единственным составом, сохранившимся с той поры, оказался оркестр Олега Лундстрема. Этот широко известный ныне биг-бэнд принадлежал к числу немногих и лучших джазовых ансамблей русской диаспоры, выступая в 1935—1947 гг. в Китае.

Отношение советских властей к джазу было неоднозначным: отечественных джаз-исполнителей, как правило, не запрещали, но была распространена жёсткая критика джаза как такового, в контексте критики западной культуры в целом.[4] В конце 40-х гг. во времяборьбы с космополитизмом в СССР джаз переживал особо сложный период, когда коллективы, исполняющие «западную» музыку, подвергались гонениям.[5] С началом «оттепели» репрессии в отношении музыкантов были прекращены, но критика продолжилась. В 50-е и 60-е гг. в Москве возобновили свою деятельность оркестры Эдди Рознера и Олега Лундстрема, появились новые составы, среди которых выделялись оркестры Иосифа Вайнштейна (Ленинград) и Вадима Людвиковского (Москва), а также Рижский эстрадный оркестр (РЭО). Биг-бэнды воспитали целую плеяду талантливых аранжировщиков и солистов-импровизаторов, чье творчество вывело советский джаз на качественно новый уровень и приблизило к мировым образцам. Среди них Георгий ГаранянБорис Фрумкин,Алексей ЗубовВиталий ДолговИгорь КантюковНиколай КапустинБорис МатвеевКонстантин НосовБорис РычковКонстантин Бахолдин. Начинается развитие камерного и клубного джаза во всем многообразии его стилистики (Вячеслав ГанелинДавид ГолощекинГеннадий ГольштейнНиколай ГроминВладимир ДанилинАлексей КозловРоман КунсманНиколай Левиновский,Герман ЛукьяновАлександр ПищиковАлексей КузнецовВиктор ФридманАлексей ТовмосянИгорь БрильЛеонид Чижик и др.) Практически все из вышеперечисленных мэтров советского джаза начинали свой творческий путь на сцене легендарного московского джаз-клуба Синяя Птица, который существует с 1964 года по настоящее время.

В 60-годы в СССР вышла первая книга о джазе. Она была написана В. Мысовским и В. Фейертагом, называлась «Джаз» и представляла из себя по сути компиляцию информации, которую можно было получить из различных источников в то время. С этого времени началась работа над первой энциклопедией джаза на русском языке, которую удалось издать только в 2001 году в петербургском издательстве «Скифия». Энциклопедия «Джаз. XX век. Энциклопедический справочник» [6] была подготовлена одним из самых авторитетных джазовых критиков Владимиром Фейертагом [7], насчитывала более тысячи имён джазовых персоналий и была единодушно признана главной русскоязычной книгой о джазе. В 2008 году увидело свет второе издание энциклопедии «Джаз. Энциклопедический справочник» [8], где джазовая история была проведена уже до XXI века, добавлены сотни редчайших фотографий, а список джазовых имён увеличен почти на четверть. В 2009 году коллективом авторов во главе с тем же В. Фейертагом был подготовлен и опубликован первый российский краткий энциклопедический справочник "Джаз в России"[9] - единственное на сегодняшний день полное собрание джазовой российской и советской истории джаза в печатном виде - персоналии, оркестры, музыканты, журналисты, фестивали и учебные учреждения.

Категория: Мои статьи | Добавил: Ellipsis (03.10.2009)
Просмотров: 1689 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Исполнители

Поиск

Live jazz

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0